СТ 376 НК РФ.
1. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее в настоящей главе - имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения).
2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.
4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
5. Утратил силу с 1 января 2014 г.
6. Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
Необходимо знать, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно:
- в отношении имущества по местонахождению организации;
- в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации (имеющего отдельный баланс);
- в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, а также обособленного подразделения организации (имеющего отдельный баланс) или постоянного представительства иностранной организации;
- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
- в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Необходимо также отметить, что положения пункта 6 статьи 376 применяются до 1 января 2025 года (статья 2 Федерального закона от 27.11.2010 "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" из пункта 2 комментируемой статьи исключено положение, согласно которому налоговая база в отношении имущества, учитываемого по кадастровой стоимости и расположенного на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ, принималась при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле инвентаризационной стоимости.
Судебная практика.
Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 25.09.2014 по делу N А64-7306/2013 согласился с позицией налогового органа о том, что налогоплательщик неверно исчислил остаточную стоимость основных средств, что привело к занижению средней стоимости имущества и, как следствие, к занижению налоговой базы по налогу на имущество.
Суд пояснил, что переоценка объектов основных средств производится один раз в год, и независимо от того, в каком месяце отчетного года она производится, она должна быть осуществлена по состоянию на первое число текущего года и ее результаты отражаются в бухгалтерском балансе на начало данного отчетного года. Суд установил, что при исчислении налога на имущество налогоплательщик произвел переоценку имущества на основании отчета, который не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, а именно: отчет допускает неоднозначные толкования, в отчете отсутствует точное описание объекта оценки; отчет не содержит результатов оценки по затратному, сравнительному, доходному подходам; в отчете не приведены ссылки на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки; количественные характеристики элементов, входящих в состав объекта оценки, имеют специфику, влияющую на результаты оценки; не приведены качественные характеристики объекта оценки, сведения об имущественных правах, связанных с объектом оценки; отсутствует информация о физических свойствах объекта оценки, об износе и устареваниях объекта оценки, не указаны другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость; не обоснован выбор метода оценки в рамках затратного, сравнительного подходов; не соблюден принцип достаточности и достоверности и другие нарушения.
Суд пришел к выводу, что налоговая база по налогу сформирована налогоплательщиком с нарушением требований пункта 4 статьи 376 НК РФ.
Внимание.
Минфин России в письме от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54 отметил, что при реорганизации в форме присоединения присоединенная организация исчисляет среднегодовую стоимость имущества за период деятельности организации в течение календарного года в общеустановленном порядке исходя из остаточной стоимости имущества на соответствующие даты, указанные в пункте 4 статьи 374 НК РФ, на основании заключительной бухгалтерской отчетности на день, предшествующий дате внесения в Реестр записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Поэтому если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества в установленные Налоговым кодексом РФ сроки, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.
Внимание.
Минфин России в письме от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76 пояснил, что налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Внимание.
ФНС России в письме от 24.12.2012 N БС-4-11/21975 отметил, что налоговая база в отношении линейных сооружений исчисляется в целом по субъекту Российской Федерации без определения налоговой базы по муниципальному образованию и налог уплачивается по месту нахождения указанного объекта недвижимости (территория субъекта Российской Федерации), то есть по месту постановки организации на учет в налоговом органе по местонахождению линейного сооружения.
Внимание.
Минфин России в письме от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54, толкуя пункт 4 статьи 376 НК РФ, указал, что в случае, если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества в установленные НК РФ сроки, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.
Важно.
ФНС России в письме от 16.04.2014 N БС-4-11/7313@, рассматривая вопрос о применении пункта 6 статьи 376 НК РФ, разъяснил, что согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты.
Налоговая служба сделала вывод о том, что право на льготу по налогу на имущество организаций по пункту 6 статьи 376 НК РФ имеет организация, осуществившая капитальные вложения в строительство, реконструкцию и (или) модернизацию сооружений, поименованных в пункте 6 статьи 376 НК РФ.
Кроме того, положения пункта 6 статьи 376 НК РФ могут распространяться на объект хранения авиационной техники в виде ангара.
При этом обращаем внимание на закрепленное пунктом 6 статьи 88 НК РФ право налогового органа на истребование при проведении камеральных налоговых проверок у налогоплательщика, использующего налоговые льготы, документов, подтверждающих право налогоплательщика на эти налоговые льготы.