СТ 6 НК РФ.
1. Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные в соответствии с настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
2. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Вся система источников налогового права выстраивается вокруг Налогового кодекса РФ, который выступает осью нормативно-правового регулирования налоговых отношений.
Соответствие Налоговому кодексу РФ - обязательное требование, предъявляемое законодателем к актам законодательства о налогах и сборах на всех трех уровнях (федеральным законам о налогах и сборах, законодательству субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актах о местных налогах, принимаемых представительными органами местного самоуправления), а также подзаконными актами, выступающим в качестве источника налогового права.
В последнем случае речь идет о нормативных правовых актах, принимаемых Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной таможенной службой, а также финансовыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах могут приниматься компетентными органами исполнительной власти при обязательном соблюдении требования соответствия таких актов НК РФ.
В комментируемой статье 6 Налогового кодекса РФ законодатель перечислил те случаи, когда нормативный правовой акт о налогах и сборах должен быть признан не соответствующим НК РФ:
- акт издается органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные НК РФ;
- акт вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
- акт запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
- акт запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
- акт разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
- акт изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
- акт изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
- акт иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
Если имеет место хотя бы один из перечисленных случаев, нормативный правовой акт признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иной порядок не предусмотрен самим Налоговым кодексом РФ.
В отношении подзаконных нормативных правовых актов действует норма, в соответствии с которой Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти (Минфин России, ФТС России) или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи 6 НК РФ в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 3 Таможенного кодекса и др.) и законодательством РФ о таможенном деле. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <5> нормативный правовой акт Российской Федерации в области таможенного дела признается не соответствующим Федеральному закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если такой акт:
- издан органом, не имеющим в соответствии с данным Федеральным законом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- отменяет или ограничивает права лиц, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и упомянутым Федеральным законом;
- изменяет установленные таможенным законодательством Таможенного союза и упомянутым Федеральным законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иных лиц, обязанности которых установлены упомянутым Федеральным законом;
- изменяет содержание понятий, определенных настоящим Федеральным законом, либо использует эти понятия в значениях, отличных от применяемых в упомянутом Федеральном законе.