СТ 378.2 НК РФ.
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
10. Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
11. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных статьей 377 настоящего Кодекса, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей.
12. Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений настоящей статьи;
2.1) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
2.2) в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой без учета положений настоящей статьи;
3) утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ
13. Организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
14. В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю.
15. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что по налогу на имущество организаций с 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества может определяться как их кадастровая стоимость.
Данная статья устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Перечень отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, дополнен жилыми домами и жилыми помещениями, не учитываемыми на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Специальное положение закреплено для указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости иностранных организаций: если в отношении такого имущества кадастровая стоимость не установлена, то налоговая база принимается равной нулю.
Согласно статье 3 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ (определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик).
В соответствии со статьей 24.13 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по формированию и предоставлению перечня органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации в налоговом периоде соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Соответственно, объекты недвижимости, которые были поставлены на государственный учет (в том числе на технический учет) в установленном законодательством порядке до вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а также в период действия переходных положений, считаются учтенными в государственном кадастре.
Внимание.
Минфин России в письме от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062 разъяснил, что в отношении организаций-балансодержателей, не являющихся собственниками указанных в статье 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права оперативного управления, хозяйственного ведения, временного владения и др.), положения статьи 378.2 НК РФ не применяются.
Важно.
Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 378.2 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми на управляющие компании ПИФов с 1 января 2015 года возложена обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, составляющих ПИФ и указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, во взаимосвязи с законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Внимание.
По мнению Минфина России, отраженному в письме от 29.08.2014 N 03-05-04-02/43388, для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, внесенная в государственный кадастр недвижимости.
Если здание принадлежит нескольким собственникам, то каждый собственник исчисляет налоговую базу исходя из утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости принадлежащего собственнику помещения с соответствующим кадастровым номером (письмо Минфина России от 21.03.2014 N 03-05-05-01/12358, от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8053).
Важно.
Как разъяснил Минфин России в письме от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в рамках статьи 378.2 НК РФ, учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В случае если законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций.
Актуальная проблема.
Мы рассмотрим вопрос, связанный с порядком исчисления налога на имущество организации, организациями, применяющими специальные системы налогообложения, в частности ЕНВД и УСН.
Как указано в письме Минфина России от 19.03.2015 N 03-11-03/3/14786, обязанность по уплате налога на имущество у организаций (собственников объектов недвижимого имущества), применяющих ЕНВД, возникает на основании закона субъекта Российской Федерации о налоге исключительно в отношении облагаемых по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Кроме того, указанные налогоплательщики уплачивают налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в том числе в отношении жилых домов и жилых квартир, учитываемых на балансе в качестве товаров или готовой продукции.
Организации, применяющие ЕНВД, освобождены от обязанности уплаты налога на имущество организаций в рамках главы 30 НК РФ в силу пункта 4 статьи 346.26 НК РФ в случаях:
- если субъектом Российской Федерации не принят региональный закон в рамках статьи 378.2 НК РФ;
- объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Кодекса, не включены в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации о налоге.
Субъекты Российской Федерации при принятии регионального закона в рамках статьи 378.2 НК РФ могут устанавливать для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, с учетом особенностей соответствующего региона, налоговую преференцию в виде минимального значения площади объектов недвижимого имущества, только при превышении которого будет возникать обязанность уплаты налога на недвижимое имущество у данных организаций.
Так, к примеру в письме Минфина России от 16.10.2014 N 03-11-06/3/52084 разъяснено, что обязанность по уплате налога на имущество организаций у организаций (собственников объектов недвижимого имущества), применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, возникает на основании закона субъекта Российской Федерации о налоге исключительно в отношении облагаемых по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ.
Если субъектом Российской Федерации не принят региональный закон в рамках статьи 378.2 НК РФ или объекты недвижимого имущества, собственниками которых являются организации-налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не включены в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, то в силу пункта 4 статьи 346.26 НК РФ обязанность по уплате данного налога в рамках главы 30 НК РФ у названных организаций отсутствует.
Если организация применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то налог на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, а если объект недвижимого имущества отсутствует в перечне объектов недвижимого имущества, то исходя из его среднегодовой стоимости с учетом доли выручки (или площади), полученной (приходящейся) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
При этом с 1 января 2015 г. освобождение организаций, применяющих УСН, от уплаты налога на имущество организаций не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-11-11/15442).
Актуальная проблема.
Как исчислить налог на имущество организаций с недвижимого имущества, указанного в статье 378.2 НК РФ, если право собственности на него возникло (прекратилось) в течение налогового периода?
ФНС России в письме от 19.06.2014 N БС-4-11/11793 "О налоге на имущество организаций" рассмотрела данный вопрос и пришла к выводу, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов, по мнению ФНС России, осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых объекты недвижимого имущества находились в собственности организации, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Дополнительно ФНС России сообщает, что пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 5 статьи 382 НК РФ, согласно которым в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 НК РФ.
Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 19.05.2014 N БС-4-11/9523@.
Официальная позиция.
ФНС России в письме от 16.10.2014 N БС-4-11/21488 пояснила, что начиная с 1 января 2014 года налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации в налоговом периоде соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
Заполнение разделов 3 форм налоговой отчетности производится пообъектно и потому не предполагает возможности суммирования кадастровых стоимостей объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости.
Кроме того, в каждом разделе 3 форм налоговой отчетности по налогу должен быть указан по строке с кодом 014 или строке с кодом 015 соответственно кадастровый номер здания (строения, сооружения) или кадастровый номер помещения (в случае заполнения раздела 3 в отношении помещения, по которому проведен кадастровый учет).
Учитывая изложенное, в случае наличия у организации нескольких помещений в одном торговом центре, в отношении которых проведен кадастровый учет, при условии включения торгового центра в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень объектов недвижимости, облагаемых в 2014 году налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, в отношении каждого объекта необходимо заполнять отдельный раздел 3 форм налоговой отчетности по налогу с указанием в строках с кодами 015 соответствующих кадастровых номеров помещений, а в строках с кодами 020 и 025 налоговой декларации (строках 020 и 030 налогового расчета по авансовому платежу) соответственно кадастровых стоимостей каждого из помещений и не облагаемых налогом кадастровых стоимостей (в случае, если по соответствующему объекту организация имеет право на льготу по налогу).
При этом следует учитывать положения пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
ФНС России пришла к выводу, что, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, в графе 020 разделов 3 форм налоговой отчетности по налогу указывается доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Важно.
Статья 378.2 НК РФ не содержит перечень особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также указания на конкретные особенности, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации (письмо Минфина России от 19.02.2015 N 03-05-04-01/7942).
Официальная позиция.
Как разъяснено в письме ФНС России от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089 "О налоге на имущество организаций", направленном вместе с письмом Минфина России от 06.08.2014 N 03-05-04-01/38983, объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, а условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
При этом до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
В силу указанных норм НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ закрепляются критерии признания отдельно стоящего нежилого здания административно-деловым или торговым центром.
Для этого должно выполняться хотя бы одно из условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке;
- здание (строение, сооружение) должно использоваться в целях делового, административного или коммерческого назначения (относительно административно-делового центра), а в отношении торговых центров - в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Кроме этого, устанавливаются дополнительные условия, отраженные в ряде подпунктов комментируемых пунктов.
Важно.
Как указал Минфин России в письме от 17.02.2014 N 03-05-05-01/6376, если здание не отвечает условиям, указанным в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ, то положения статьи 378.2 НК РФ к этому объекту применяться не должны.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ одним из условий для признания здания административно-деловым центром является его фактическое использование в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Судебная практика.
В Определении Верховного Суда РФ от 12.11.2014 N 5-АПГ14-52 рассматривалось дело о признании недействующим перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Правительством субъекта РФ.
Суд не согласился с доводами организации-заявителя о том, что спорное здание не предназначено для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, по смыслу, заложенному в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ, оно является производственным предприятием, инженерно-лабораторным комплексом.
Суд подчеркнул, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено такое здание (строение, сооружение).
Кроме того, суд отметил, что здание, в котором находятся помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования, а именно "эксплуатация инженерно-лабораторных помещений", "эксплуатация административных помещений под офис", "эксплуатация административных помещений", которого предусматривает эксплуатацию административных помещений под офис и эксплуатацию административных помещений, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отнести названный объект к административно-деловому центру.
Также Верховный Суд РФ ссылается на пункт 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которому торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
И приходит к выводу, что применение данной статьи, где дается понятие торгового объекта, неправомерно, поскольку законодатель не предполагает использование данного понятия для целей налогового законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2014 N 5-АПГ14-19).
Актуальная проблема.
Необходимо ли исчислять налог на имущество организаций с лифтов и инженерных систем, находящихся в торговом центре или административно-деловом центре исходя из кадастровой стоимости?
Данный вопрос был предметом рассмотрения уполномоченных органов, как разъяснено в письмах ФНС России от 23.10.2014 N БС-4-11/22012, Минфина России от 15.07.2014 N 03-05-05-01/34473. В соответствии со статьей 378.2 НК РФ необходимо иметь в виду, что из Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).
Уполномоченные органы пришли к выводу, что если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций определяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания, в связи с чем пункты 1 и 3 статьи 375 НК РФ к данным объектам не применяются.
Как отмечено в письме Минфина России от 26.05.2014 N 03-05-05-01/25079, от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272, если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций определяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - торгового центра (комплекса) в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, то являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания.
Внимание.
Если здание - объект культурного наследия включено в указанный перечень для целей налогообложения в рамках статьи 378.2 НК РФ в качестве объекта торговли, то в силу подпункта 3 пункта 4 статьи 374 НК РФ налог на имущество организаций в отношении не признаваемого объектом налогообложения здания не исчисляется (письмо Минфина России от 03.02.2014 N 03-05-05-01/4065).
Важно.
В письме Минфина России от 30.01.2014 N 03-05-05-01/3616 рассматривался вопрос об исчислении налога на имущество в отношении объектов электросетевого хозяйства при осуществлении услуг по передаче электрической энергии, то есть в рамках договора энергоснабжения, который согласно ГК РФ (пункт 5 статьи 454, статья 539 ГК РФ) является разновидностью договора купли-продажи.
Финансовое ведомство указало: что касается объектов электросетевого хозяйства (зданий и сооружений), то необходимо иметь в виду, что объектами классификации ОКДП являются виды экономической деятельности, продукция и услуги, которые, в свою очередь, являются основными классификационными признаками предприятий - субъектов экономики.
Между тем согласно ОКДП ОК-004-93 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) розничная и оптовая торговля отнесены к разд. G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования", а производство и снабжение электроэнергией - к разд. E "Электроэнергия, газ и водоснабжение".
Финансовое ведомство пришло к выводу, что объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
С 1 января 2015 г. вступил в силу новый пункт 4.1 комментируемой статьи (Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Данный пункт устанавливает, при каких обстоятельствах отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно административно-деловым и торговым центром и когда, следовательно, база по налогу на имущество организаций в отношении такого объекта исчисляется как его кадастровая стоимость.
Так, теперь к объектам, налог на имущество по которым исчисляется из кадастровой стоимости, относится отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое признается одновременно административно-деловым и торговым центром, а не одним из них.
Относительно 6 пункта комментируемой статьи отметим следующее.
Кадастровую стоимость здания можно узнать, направив запрос в территориальный орган Росреестра (п. п. 50, 51, 52 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292). Форма запроса приведена в приложении 2 к Порядку предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75. Эти сведения предоставляются бесплатно (часть 13 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Официальная позиция.
Как разъяснила ФНС России в письме от 16.10.2014 N БС-4-11/21488, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, в графе 020 разделов 3 форм налоговой отчетности по налогу указывается доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.
Пункт 7.
Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, вступивший в силу с 1 января 2015 года.
Указанный перечень включает в себя здания и сооружения, в отношении которых в налоговом периоде налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, а также нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в отношении которых в налоговом периоде налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость.
Относительно пункта 8 комментируемой статьи необходимо отметить следующее.
Важно.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, состава сведений состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Как указано в письме ФНС России от 16.01.2015 N БС-19-11/9, в настоящее время положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ не действуют, так как состав указанных сведений определен Приказом ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме" (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 N 35170).
Приказом ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, представляемых в налоговые органы, в отношении объектов недвижимости, налогообложение которых осуществляется с их кадастровой стоимости.
Данным Приказом определяется, что в отношении таких объектов сообщаются следующие сведения: кадастровый номер здания (строения, сооружения), кадастровый номер помещения, условный номер единого недвижимого комплекса, адрес объекта.
Официальная позиция.
Установленные в соответствии со статьей 378.2 НК РФ особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, применяются к объектам недвижимого имущества, включенным уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (письма 19.02.2015 N 03-05-04-01/7942, от 17.02.2015 N 03-05-05-01/7197, от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246.
Кроме того, финансовое ведомство в письме от 12.08.2014 N 03-05-05-01/40097 отметило, что в перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
При этом статьей 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.
Однако следует иметь в виду, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень). Данные разъяснения дала ФНС России в письме от 09.02.2015 N БС-4-11/1799.
Аналогичная позиция указана в письме Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246. Минфин РФ указал, что в случае, если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.
В случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ необходимо внести изменения в перечень объектов недвижимого имущества, с учетом которых в соответствующем налоговом периоде должны применяться к указанному объекту недвижимого имущества положения главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество для отдельных объектов недвижимого имущества (письмо Минфина России от 01.09.2014 N 03-05-04-01/43535).
Схожие разъяснения содержатся также в письмах Минфина России от 06.08.2014 N 03-05-04-01/38983, от 15.07.2014 N 03-05-05-01/34473.
Необходимо также отметить, что в письме Минфина России от 11.07.2014 N 03-05-04-01/33985 отмечается, что формирование перечня объектов недвижимого имущества в соответствии с принятым в рамках статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации исключительно в отношении объектов, по которым расчетная величина налога на имущество организаций, определенная исходя из кадастровой стоимости объектов, будет превышать величину налога, определенную исходя из среднегодовой стоимости имущества, неправомерно.
При этом, как отметила ФНС России в письме от 06.06.2014 N БС-4-11/10837@, согласно положениям статей 374 и 378.2 НК РФ во взаимосвязи необходимым условием для налогообложения налогом на имущество организаций объекта, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, является учет его на балансе в качестве объекта основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Таким образом, правомерно учтенные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на балансе организации в качестве товаров или вложений во внеоборотные активы объекты недвижимого имущества, включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.
И в завершение мы хотели бы указать, что налоговая база в отношении находящихся на балансе организации объектов недвижимого имущества, не поименованных в указанном перечне объектов недвижимого имущества, определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 375 НК РФ, то есть исходя из балансовой (остаточной) стоимости объектов недвижимого имущества.
Данный вывод основан на позиции Минфина России, отраженной в письме от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8053.
Пункт 9 комментируемой статьи.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Важно.
Вопрос определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений находится в компетенции Минэкономразвития России, которое устанавливает соответствующий порядок в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (письмо Минфина России от 24.12.2013 N 03-05-05-01/57003).
Пункт 10 комментируемой статьи был дополнен абзацем, который устанавливает порядок налогообложения объектов недвижимого имущества, образованных в результате раздела или другого соответствующего российскому законодательству действия с недвижимым имуществом. При этом недвижимое имущество, в результате действий с которым возник новый объект, по состоянию на 1 января года налогового периода должно быть включено в перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (абзац 3 подпункта "а" пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ).
Важно.
В письме ФНС России от 09.02.2015 N БС-4-11/1799 отмечено, что статьей 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.
Официальная позиция.
Как разъяснил Минфин России в письме от 09.02.2015 N 03-05-04-01/5412, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено этим пунктом. В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет (абзац второй пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в редакции от 02.04.2014). Данный порядок вступил в действие с 1 января 2015 года.
Внимание.
Как установлено письмом Минфина России от 09.02.2015 N 03-05-04-01/5412, если в результате раздела изменились кадастровый номер, кадастровая стоимость и площадь объекта недвижимого имущества, включенного в перечень, полагаем, что в отношении этого объекта налоговая база исчисляется за 2014 год по кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1-е число 2014 года, с учетом положений пункта 5 статьи 382 НК РФ (то есть с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом периоде).
В отношении вновь образованных в 2014 году объектов недвижимого имущества в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в перечень, налоговая база исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 375 НК РФ, то есть исходя из среднегодовой стоимости этих объектов недвижимого имущества.
Комментарий к пункту 12 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно вступающему в силу с 01.01.2016 пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением, в соответствии с которым объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется исходя из их кадастровой стоимости, подлежат налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.
Важно.
Если принадлежащий организации на праве хозяйственного ведения объект недвижимого имущества будет включен уполномоченным органом власти субъекта РФ в перечень объектов, налоговая база в отношении которых в налоговом периоде 2016 г. будет определяться как кадастровая стоимость (письмо Минфина России от 10.12.2014 N 03-05-05-01/63429).
На данный момент, что касается государственных (муниципальных) организаций, за которыми объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, то положения статьи 378.2 НК РФ к ним не применяются, поскольку собственником такого имущества признается Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (письмо Минфина России от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641).
Внимание.
Письмами Минфина России от 03.09.2014 N 03-05-05-01/44122, от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062, от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641 закреплено, что в силу положений подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный статьей 378.2 НК РФ, применяется в отношении организаций - собственников объектов недвижимого имущества.
Внимание.
Согласно письму Минфина России от 18.03.2014 N 03-05-05-01/11682, объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не включенные в перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, то есть исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 13 комментируемой статьи собственник объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
Официальная позиция.
Как разъяснено в письме ФНС России от 18.07.2014 N БС-4-11/13894, налогоплательщик должен представлять в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика налоговую декларацию (расчет) по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с указанием ИНН общества, КПП по месту нахождения объекта недвижимого имущества, кода по ОКТМО, соответствующего территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту нахождения объекта недвижимого имущества, поименованного в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Пункт 14 комментируемой статьи.
Официальная позиция.
Как разъяснил Минфин России в письме от 11.12.2013 N 03-05-05-01/54342, иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества на основании удостоверяющего документа о государственной регистрации прав.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 г. внесены изменения в пункт 15 статьи 378.2 НК РФ. Так, был введен порядок расчета налога на имущество организаций на основании кадастровой стоимости объекта, в случае если она изменена.
Изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается, за исключением двух ситуаций:
- органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости допущена техническая ошибка. Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления данной ошибки учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором допущена такая ошибка;
- кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. Изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об оспоренной кадастровой стоимости.