СТ 36 НК РФ.
1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми
органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим
Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы
обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в
соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
В соответствии с комментируемой статьей органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с последними при проведении выездных налоговых проверок.
Форма и порядок направления такого запроса устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами <72>.
--------------------------------
<72> Приказ Министерства внутренних дел РФ от 30 июня 2009 года N 495, Федеральной налоговой службы РФ от 30 июня 2009 года N ММ-7-2-347 // Российская газета. N 173. 16 сентября 2009 года.
Органы внутренних дел привлекаются для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях <73>:
1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;
2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.
--------------------------------
<73> Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 // Официальные документы. 6 - 12 августа 2013 года. N 28.
Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной, в том числе в повторной выездной проверке, может быть направлен как до начала, так и в процессе проведения проверки <74>.
--------------------------------
<74> Там же.
При рассмотрении данной статьи возникает вопрос о том, может ли быть решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по итогам проведения выездной налоговой проверки основано на документах, полученных органами внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Судебной практикой выработан подход, согласно которому налоговые органы вправе принимать решения о привлечении к налоговой ответственности на основе доказательств, полученных органами внутренних дел <75>.
--------------------------------
<75> Определение ВАС РФ от 23 марта 2012 г. N ВАС-2574/12.
Передача материалов выездной налоговой проверки в органы внутренних дел и приостановление проверки возможны также при неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога в размерах, позволяющих судить о признаках состава преступления. Данная обязанность налоговых органов предусмотрена ст. 32 НК РФ. В связи с этим на практике часто возникает вопрос о разграничении оснований для направления материалов проверки органам внутренних дел и ее приостановлении в порядке ст. 32 НК РФ и в порядке комментируемой статьи.
Судами была высказана позиция, согласно которой передача материалов выездной налоговой проверки органам внутренних дел является основанием для ее приостановления. При этом тот факт, что уголовное дело было возбуждено на основании рапортов сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в налоговой проверке, а не в порядке пункта 3 статьи 32 Кодекса, не влияет на обоснованность приостановления налоговой проверки <76>.
--------------------------------
<76> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2012 г. по делу N А29-8253/2011.