Статья 359 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Налоговая база

СТ 359 НК РФ.

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Комментарий к Ст. 359 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:

1. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Как указано в Методических рекомендациях, в соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.

Внимание!

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".

Таким образом, мощность двигателя и тип транспортного средства определяются в регистрационном документе, которым является паспорт транспортного средства (ПТС). Правом заполнения ПТС обладают только сотрудники ГИБДД, которые в момент заполнения ПТС проверяют соответствие вносимых в указанный документ сведений фактическим обстоятельствам.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 x 1,35962).

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Судебная практика.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу определения налогооблагаемой базы в тех случаях, когда в технической документации транспортных средств присутствует несколько значений мощности в соответствии с различными режимами.

Пример.

Суть дела.

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу налоговым органом вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, кроме того, налогоплательщику доначислены транспортный налог и пени за его несвоевременную уплату.

Основанием для принятия данного решения послужило занижение налогоплательщиком в названном периоде мощности двигателей судов (земснаряды и плавкран ДТС 4).

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 357 НК РФ организация в проверяемом периоде являлась плательщиком транспортного налога.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В свидетельствах о праве собственности на спорные суда в разделе "Главные машины" определена общая мощность всех двигателей, расположенных на судне.

В соответствии с пунктами 18 и 20 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

Судовым двигателем признается двигатель, имеющий конструкцию, позволяющую устанавливать его на судно. Главный судовой двигатель - это двигатель, служащий для привода в действие гребного винта или гребных колес. Вспомогательный судовой двигатель - это двигатель для привода в действие генераторов электростанций, компрессоров, насосов и т.д.

Учитывая функциональное назначение главного и вспомогательного двигателей, суд пришел к выводу о том, что налоговой базой для указанных земснарядов является мощность главных двигателей. Налоговый орган необоснованно при исчислении налога в отношении названных водных средств включил в налоговую базу мощность вспомогательных двигателей.

Судом установлено, что при определении мощности двигателя судна следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию, поскольку это специальный технический документ на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна.

Следовательно, налогоплательщик правомерно при исчислении налога исходил из мощности главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности к плаванию.

При таких обстоятельствах привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату транспортного налога, доначисление данного налога и начисление пеней является неправомерным.

Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2006 N Ф09-11156/06-С1.

В приведенном Постановлении арбитражный суд признал, что налогоплательщиком при исчислении транспортного налога правомерно определена налоговая база по водным транспортным средствам исходя из мощности только главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности судна к плаванию, а не из общей мощности всех двигателей, расположенных на судне (главного и вспомогательных), которая указана в свидетельствах о праве собственности на спорные суда.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 N А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1. Также суд отклонил довод налогового органа о том, что при исчислении транспортного налога налогоплательщик должен был исходить из строительной мощности двигателя транспортного средства (теплохода), равной 1000 л.с., а не из его эксплуатационной мощности, равной 900 л.с.

Внимание!

Разница в понятиях между эксплуатационной и строительной мощностями состоит в значении предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет режим максимальной (строительной) мощности. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановой загрузке и скорости судна.

Официальная позиция.

В то же время письмом Минфина России от 11.02.2005 N 03-06-04-04/09 разъяснено, что статьей 361 НК РФ налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

1.1. В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", установлено, что налоговая база определяется в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

Как указано в письме Минфина России от 27.01.2005 N 03-06-04-02/03, данные изменения не влияют на порядок исчисления и уплаты транспортного налога и, как следствие, не меняют порядка применения налоговой декларации по транспортному налогу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 359 НК РФ в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Согласно пункту 21 Методических рекомендаций, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Пунктом 22 Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 НК РФ.

В связи с изложенным определять валовую вместимость водного несамоходного (буксируемого) транспортного средства в случае отсутствия указанных данных в технической документации на это транспортное средство следует на основании экспертного заключения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 359 НК РФ в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, - как единицу транспортного средства.

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Судебная практика.

Пример.

Суть дела.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, в том числе правильности исчисления и уплаты транспортного налога.

В ходе проверки была установлена неполная уплата транспортного налога в результате нарушения статьи 359 НК РФ. Налогоплательщиком занижена налоговая база по транспортному налогу. При исчислении налога порт определял налоговую базу как единицу транспортного средства по семи плавучим кранам. По мнению налогового органа, по плавкранам в качестве налоговой базы следовало считать валовую вместимость.

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.

Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, оспорил его в суде.

Позиция суда.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:

- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, как валовая вместимость в регистровых тоннах (подпункт 2);

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, как единица транспортного средства.

В силу пункта 2 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

В статье 361 НК РФ установлены разные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства).

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Налогоплательщик не оспаривает, что в отношении спорных плавкранов определена валовая вместимость и в классификационных свидетельствах указана валовая вместимость этих плавкранов.

Таким образом, суд признал, что для плавкранов (несамоходных (буксируемых) судов), для которых определена валовая вместимость, установлена ставка транспортного налога с каждой регистровой тонны валовой вместимости и налоговый орган правомерно доначислил транспортный налог и пени.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 N А56-29356/2006.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

В соответствии с формулировкой пункта 2 статьи 359 НК РФ исчисление налоговой базы отдельно по каждому транспортному средству, не имеющему двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, не требуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая база равна количеству таких транспортных средств. Неверно полагать, что по таким транспортным средствам налогоплательщик может просчитать единую налоговую базу. Для того, чтобы исчислить сумму транспортного налога, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, необходимо распределить по видам (категориям).

Эти выводы подтверждаются правилами заполнения налоговой декларации.

Другой комментарий к Статье 359 НК РФ