СТ 346.9 НК РФ.
1. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке
процентная доля налоговой базы.
2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа
по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных
доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала
налогового периода до окончания полугодия.
Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25
календарных дней со дня окончания отчетного периода.
3. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются
в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.
4. Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому
сельскохозяйственному налогу производится налогоплательщиками по местонахождению
организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
5. Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода,
уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных статьей 346.10 настоящего
Кодекса для подачи налоговой декларации.
6. Утратил силу с 1 января 2013 г.
В статье устанавливаются:
- порядок исчисления ЕСХН и авансовых платежей по ЕСХН (п. п. 1 - 3);
- порядок уплаты и сроки уплаты ЕСХН и авансовых платежей по ЕСХН (п. п. 4 - 5);
- правило зачисления сумм единого сельскохозяйственного налога.
Порядок исчисления налога - порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ).
Порядок уплаты налога - порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу (см. ст. 58 НК РФ).
Срок уплаты налогов (сборов) - календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога. Правила определения сроков, в том числе и для уплаты налогов, приведены в ст. 57 НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ.
Порядок исчисления налога, порядок уплаты налога и срок уплаты налогов являются основными элементами налогообложения, которые должны быть определены для того, чтобы конкретный налог считался установленным.
1. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке ЕСХН (установленной в ст. 346.8 НК РФ) процентная доля налоговой базы ЕСХН (определенной в соответствии со ст. 346.6 НК РФ).
2. Налогоплательщики ЕСХН по итогам отчетного периода (полугодия) исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки ЕСХН и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов (в соответствии со ст. 346.6), рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода ЕСХН (календарного года) до окончания полугодия.
3. Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода.
4. Уплата ЕСХН и авансового платежа по ЕСХН производится:
- организациями - по месту нахождению организации;
- индивидуальными предпринимателями - по месту жительства индивидуального предпринимателя;
- фермерскими хозяйствами - по месту жительства главы фермерского хозяйства, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
5. Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода ЕСХН (календарного года), уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (срок, установленный для подачи налоговых деклараций по ЕСХН за соответствующий налоговый период п. 1 ст. 346.10 НК РФ).
Следует отметить, что законодатель не установил срока уплаты авансовых платежей по ЕСХН.
В комментируемой главе не устанавливается специальных правил по изменению срока уплаты ЕСХН.
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных:
- федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
- законами субъектов РФ о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ;
- правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в следующих формах:
а) отсрочки;
б) рассрочки;
в) налогового кредита;
г) инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:
1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС) (за исключением налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, государственной пошлины, единого социального залога, а также за исключением федеральных налогов или сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты);
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований (за исключением федеральных налогов или сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты);
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС), или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ о государственной пошлине принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС). Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
Если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.
Если в соответствии с законодательством субъектов РФ региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:
- бюджеты субъектов РФ, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ;
- местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.
6. Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ).
К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих указанные правоотношения (п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов РФ;
- местных бюджетов;
- бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (структура бюджетной системы РФ):
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).
В Бюджетном кодексе РФ не приводится определения понятия "федеральный бюджет". По аналогии федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.