СТ 333.2 НК РФ.
1. Объектами обложения признаются:
объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи
333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании
разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным
пунктами 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды их обитания
осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов,
выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе объекты
водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве
разрешенного прилова.
2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного
мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для
удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но
постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной
деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право
распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных
биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного
проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.
Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов)
водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти.
1. Законодательство о налогах и сборах содержит общие положения только об объектах налогообложения: согласно п. 1 ст. 38 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Как говорилось выше (см. Введение), объект обложения сбором не является обязательным элементом обложения применительно к конкретному сбору. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 8 февраля 2001 г. N 14-О, вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора.
В качестве объектов обложения сборами, установленными гл. 25.1 НК РФ, в п. 1 комментируемой статье указаны:
сбором за пользование объектами животного мира - объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов - объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 комментируемой статьи указаны объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, которые не признаются объектами обложения в целях гл. 25.1 НК РФ.
Объекты обложения сбором за пользование объектами
животного мира
Объектами обложения сбором являются объекты животного мира.
Как определено в ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире":
животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
объект животного мира - это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция. Объекты животного мира являются объектами обложения сбором в случае, если осуществляется их изъятие из среды их обитания на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
среда обитания животного мира - это природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ), в ч. 3 ст. 34 Федерального закона "О животном мире" определены два способа пользования животным миром - посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона "О животном мире" перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Частью 1 ст. 35 Федерального закона "О животном мире" (в ред. комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 3 Закона) установлено, что пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с ч. 4 ст. 34 названного Закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Об установленном законодательством порядке выдачи лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ.
Частью 2 ст. 41 Федерального закона "О животном мире" установлено, что перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ.
Утвержденный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 859) <*> Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, включает следующее:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 120; 1998. N 32. Ст. 3904.
млекопитающие (кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации): волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, медведи, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка, кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом;
птицы (кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации): гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.
В названном Перечне указано, что для традиционных нужд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к объектам охоты также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые, кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 333.3 НК РФ содержится следующий перечень объектов животного мира, являющихся объектами обложения сбором (там же установлены ставки сбора за каждый из указанных в нем объектов животного мира (в рублях за одно животное)):
овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом;
медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого);
медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый;
благородный олень, лось;
пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон;
косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха;
дикий северный олень, сайгак;
соболь, выдра;
барсук, куница, сурок, бобр;
харза;
енот-полоскун;
степной кот, камышовый кот;
европейская норка;
глухарь, глухарь каменный;
улар кавказский;
саджа;
фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница.
Объекты обложения сбором за пользование объектами
водных биологических ресурсов
Объекты водных биологических ресурсов являются объектами обложения сбором в случае, если осуществляется их изъятие из среды обитания на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ), Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" к настоящему времени так и не принят.
Об установленном законодательством порядке выдачи лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ.
В статье 333.3 НК РФ содержатся перечни объектов водных биологических ресурсов:
в пункте 4 - перечень объектов водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих (там же установлены ставки сбора за каждый из указанных в нем объектов в рублях за одну тонну);
в пункте 5 - перечень морских млекопитающих (там же установлены ставки сбора за каждый из указанных в нем объектов в рублях за одно млекопитающее).
В пункте 4 ст. 333.3 НК РФ объекты водных биологических ресурсов распределены по следующим группам:
Дальневосточный бассейн - внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане;
Северный бассейн - Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском море, а также в Баренцевом море и районе архипелага Шпицберген;
Балтийский бассейн - внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах;
Каспийский бассейн - районы Каспийского моря, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства;
Азово-Черноморский бассейн - внутренние морские воды и территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства;
внутренние водные объекты - реки, водохранилища, озера.
Соответственно, в названных группах в п. 4 ст. 333.3 НК РФ указаны:
Дальневосточный бассейн: минтай Охотского моря, минтай других районов промысла, треска, сельдь, палтус, терпуг, камбала, навага, краб камчатский западного побережья Камчатки, краб камчатский североохотоморский, краб камчатский других районов промысла, краб синий, краб равношипый, краб-стригун (берди), краб-стригун (опилио), краб-стригун красный, краб-стригун ангулятус, краб колючий района южных Курильских островов, краб колючий других районов промысла, краб волосатый четырехугольный района юго-восточного Сахалина и залива Анива зоны Охотского моря и юго-западного Сахалина зоны Японского моря, краб волосатый четырехугольный других районов промысла, креветка углохвостая, креветка северная, креветка травяная, креветка гребенчатая, другие виды креветок, горбуша, кета, кижуч и чавыча, нерка, сайра, серый морской еж, черный морской еж, прочий морской еж, кальмар, трубач, гребешок, трепанг, осетровые (в случае разрешенного промысла);
Северный бассейн: треска, пикша, гребешок, сельдь, камбала, палтус, морской окунь, мойва, креветка, краб камчатский;
Балтийский бассейн: салака (сельдь), шпрот (килька), треска, камбала-тюрбо, камбала других видов;
Каспийский бассейн: килька каспийская, сельдь, крупный частик, судак, вобла, осетровые (в случае разрешенного промысла);
Азово-Черноморский бассейн: судак, камбала-калкан, кефаль всех видов, лещ, тарань, хамса, тюлька, шпрот (килька), осетровые (в случае разрешенного промысла);
внутренние водные объекты: осетровые (в случае разрешенного промысла), семга, чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, балтийский лосось, кета, сима, кумжа, байкальский белый хариус, угорь, чир, муксун, кунджа, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиг, омуль, пыжьян, пелядь, мальма, усач, черноспинка, рыбец (сырть), жерех, хариус, шемая, белый амур, толстолобик, кутум, сом, минога, крупный частик, судак, рипус, тарань, вобла, ряпушка.
Следует отметить, что перечни объектов водных биологических ресурсов, являющихся объектами обложения сбором, - открытые: в каждой из групп указаны "прочие объекты водных биологических ресурсов".
В пункте 5 ст. 333.3 НК РФ содержится следующий перечень морских млекопитающих, являющихся объектами сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов: касатка и другие китообразные, белуха, тихоокеанский морж, морской котик, серый тюлень, гренландский тюлень, морской заяц, хохлач, крылатка, ларга, кольчатая нерпа, каспийский тюлень, байкальский тюлень, тюлень обыкновенный.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что не признаются объектами обложения сборами объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд:
представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
Прежде всего, целесообразно отметить, что законодательство, регулирующее пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, предоставляет особые права лицам, указанным в п. 2 комментируемой статьи.
Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в ст. 48 и 49 названного Закона.
Статьей 48 указанного Закона, устанавливающей право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, предусмотрено следующее:
граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту, рыболовство и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека;
это право указанные граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и иные);
сохранение и поощрение традиционных методов использования и охраны животного мира, среды его обитания должны быть совместимы с требованиями устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.
Частью 1 ст. 49 Федерального закона "О животном мире" установлено, что коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 2 этой статьи право на приоритетное пользование животным миром включает в себя:
предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям;
льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;
исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности;
иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В статье 49 Федерального закона "О животном мире" также предусмотрено следующее:
право на приоритетное пользование животным миром распространяется на граждан, принадлежащих к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, а также на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, указанных в ч. 1 ст. 49 Закона;
в случаях, если на одной и той же территории традиционно расселены и ведут традиционную хозяйственную деятельность две или более групп населения, как указанные в части первой настоящей статьи, так и иные, эти группы обладают правом на приоритетное пользование животным миром. Сфера применения данного права определяется на основе взаимного соглашения между указанными группами населения;
переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не указанным в ч. 1 ст. 48 Закона, запрещена.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", определяющей основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, этнических общностей и других жителей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, порядок и способы пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни, определяются и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 3 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" определение стратегии изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и промысла живых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов должно осуществляться с особым учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации.
Выше (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ) был приведен перечень граждан Российской Федерации, имеющих преимущественное право на использование живых ресурсов (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации").
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" содержит нормы, аналогичные приведенным выше нормам Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Исходя из п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" определение стратегии изучения и промысла живых ресурсов, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов должно осуществляться с особым учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов.
В комментарии к ст. 333.1 НК РФ приводится перечень граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" преимущественное право на использование живых ресурсов (см. с. 30 - 31):
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в заявке на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, не указывают ту часть живых ресурсов, которая необходима им для содержания семьи.
В отношении использованного в п. 2 комментируемой статьи понятия "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" необходимо отметить следующее.
Наряду с указанным понятием действующее законодательство использует понятие "коренные малочисленные народы Российской Федерации", которое определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <*> следующим образом: народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
Там же установлено следующее:
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;
учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В пункте 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" среди прочих прав, предоставляемых лицам, относящимся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, предусмотрено право пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, установлены Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <*> (далее - Закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов...").
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2002. N 12. Ст. 1093.
В статье 1 названного Закона даны следующие определения:
коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (малочисленные народы) - аналогичное данному ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (см. с. 70);
представители других этнических общностей - представители этнических общностей, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование малочисленных народов;
общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
семейные (родовые) общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
территориально-соседские общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
союзы (ассоциации) общин малочисленных народов - межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов.
В пункте 2 ст. 12 Закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов..." установлено, что члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.
При этом в п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов..." среди обязанностей членов общины малочисленных народов предусмотрена обязанность рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры.
Наряду с указанными выше Законами действует Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <*> (далее - Закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов..."), который устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
В статье 1 этого Закона содержится следующий понятийный аппарат:
территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
обычаи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
Статья 13 Закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов..." содержит следующие положения в отношении использования природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования:
использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов;
лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования;
пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования;
на земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
В пункте 2 комментируемой статьи говорится об утверждаемом Правительством РФ перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. К сожалению, не вполне понятно, идет ли речь о том, что во исполнение п. 2 комментируемой статьи Правительство РФ должно утвердить перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, либо о том, что при применении п. 2 комментируемой статьи следует использовать Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждение которого предусмотрено п. 1 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 утвержден следующий Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации <*> (приведены наименования малочисленных народов и наименования субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают малочисленные народы, при этом наименования субъектов Российской Федерации приведены построчно, в порядке убывания численности каждого народа, проживающего на соответствующих территориях):
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493.
абазины - Карачаево-Черкесская Республика;
алеуты - районы Камчатской области, Корякский автономный округ;
алюторцы - Корякский автономный округ;
бесермяне - Удмуртская Республика;
вепсы - Республика Карелия, Ленинградская область;
долганы - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, районы Красноярского края, Республика Саха (Якутия);
ижорцы - Ленинградская область;
ительмены - Корякский автономный округ, районы Камчатской области, Магаданская область;
камчадалы - районы Камчатской области, Корякский автономный округ;
кереки - Чукотский автономный округ;
кеты - Красноярский край;
коряки - Корякский автономный округ, районы Камчатской области, Чукотский автономный округ, Магаданская область;
кумандинцы - Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область;
манси - Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми;
нагайбаки - Челябинская область;
нанайцы - Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область;
нганасаны - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, районы Красноярского края;
негидальцы - Хабаровский край;
ненцы - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, районы Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми;
нивхи - Хабаровский край, Сахалинская область;
ороки (ульта) - Сахалинская область;
орочи - Хабаровский край;
саамы - Мурманская область;
селькупы - Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Красноярский край;
сойоты - Республика Бурятия;
тазы - Приморский край;
теленгиты - Республика Алтай;
телеуты - Кемеровская область;
тофалары - Иркутская область;
тубалары - Республика Алтай;
тувинцы-тоджинцы - Республика Тыва;
удэгейцы - Приморский край, Хабаровский край;
ульчи - Хабаровский край;
ханты - Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Республика Коми;
челканцы - Республика Алтай;
чуванцы - Чукотский автономный округ, Магаданская область;
чукчи - Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ;
чулымцы - Томская область, Красноярский край;
шапсуги - Краснодарский край;
шорцы - Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Алтай;
эвенки - Республика Саха (Якутия), Эвенкийский автономный округ, районы Красноярского края, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Республика Бурятия, Иркутская область, Читинская область, Томская область, Тюменская область;
эвены - Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ, районы Камчатской области;
энцы - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;
эскимосы - Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ;
юкагиры - Республика Саха (Якутия), Магаданская область.
Во исполнение ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 236 <*> принят к сведению Перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан". В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ данный Перечень считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации.
--------------------------------
<*> ИПС.
Согласно п. 2 комментируемой статьи не признаются объектами обложения только те объекты животного мира и только те объекты водных биологических ресурсов, которые, во-первых, добываются для удовлетворения личных нужд, и, во-вторых, добываются в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Для определения того, осуществляется ли добыча объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд или нет, п. 2 комментируемой статьи предусмотрено установление:
лимитов использования объектов животного мира;
лимитов и квот на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд.
Указанные лимиты и квоты в соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ), уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являются:
в сфере пользования объектами животного мира - Россельхознадзор;
в сфере пользования объектами водных биологических ресурсов - Росрыболовство.
В подпункте 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству прямо предусмотрено, что в его полномочия входит утверждение ежегодно распределенных между заявителями в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для обеспечения собственных потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства.
В Положении о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору такого прямого указания по не вполне понятной причине нет. Однако полномочия Россельхознадзора, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи, следуют из названного Положения (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ).