СТ 213.1 НК РФ.
1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
накопительная пенсия;
суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;
суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.
2. При определении налоговой базы учитываются:
суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;
суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;
денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.
Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.
Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).
При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
В статье 213.1 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-05/24124 указывается, что доход в виде пенсии, выплачиваемой физическому лицу по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному организацией, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Суммы пенсионных взносов по такому договору, производимые организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Анализируя пункт 2 статьи 213.1 НК РФ, налоговый орган указал, что организация - налоговый агент не обязана удерживать налог на доходы физических лиц с сумм денежных средств, причитающихся умершему вкладчику негосударственного пенсионного фонда и выплачиваемых в установленном порядке физическим лицам при наследовании этих сумм (см. письмо от 22.09.2009 N 20-15/3/098375@).
В письме от 23.12.2008 N 03-04-06-01/385 Минфин России пояснил, что при расторжении договора о негосударственном пенсионном обеспечении до окончания налогового периода участнику выплачивается выкупная сумма. При выплате выкупной суммы участнику негосударственный пенсионный фонд должен исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Как указал налоговый орган, для получения справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче справки, копии договора (договоров) добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), платежных документов, подтверждающих уплату взносов по данному договору. Кроме того, налогоплательщик должен представить лицензии негосударственного пенсионного фонда, заверенные подписью руководителя и печатью негосударственного пенсионного фонда, за исключением случаев, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом.
В заявлении указываются реквизиты заключенных налогоплательщиком договоров, а также сведения о налоговом агенте, которому представляется справка (см. письмо от 31.12.2008 N 18-14/4/000039@).
Судебная практика.
На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры о доначислении налога на доходы физических лиц на суммы пенсий, полученных работниками из негосударственного пенсионного фонда по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении.
Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 17.06.2008 N 3-5-04/150@, негосударственный пенсионный фонд обязан удерживать налог на доходы физических лиц с сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями с негосударственными пенсионными фондами в пользу физических лиц.
При этом физическому лицу - получателю негосударственной пенсии при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на соответствующие налоговые вычеты, могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты в размерах и порядке, которые установлены статьей 218 НК РФ. Следует учитывать, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Однако в рассматриваемой ситуации организация не является налоговым агентом в отношении сумм, полученных ее работниками из негосударственного пенсионного фонда.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 13.05.2009 N А36-2886/2008 пришел к выводу о том, что организация не является налоговым агентом в отношении спорных сумм, в связи с чем у нее отсутствовала обязанность исчислять налог на доходы физических лиц, удерживать его и перечислять в бюджет.
Таким образом, организация не должна исчислять, удерживать, перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.