СТ 105.6 НК РФ.
1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых
являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых
сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в
области налогов и сборов, использует следующую информацию:
1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
2) таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемую
или представляемую по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в
области таможенного дела;
3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся
в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и
органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами
(в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных
источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных
опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
4) данные информационно-ценовых агентств;
5) информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.
2. При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи,
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области
налогов и сборов, использует следующую информацию:
1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных
и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности
организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или
иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также
на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.
Сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных
организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских
организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской
Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности
расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой)
отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;
3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с
законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;
4) иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.
3. В целях сопоставления для целей налогообложения условий сделок между
взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися
взаимозависимыми, не допускается использование информации, составляющей налоговую тайну,
а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Установленное настоящим пунктом ограничение не распространяется на сведения
о налогоплательщике, в отношении которого проводится проверка федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов,
полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми
лицами.
4. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми
лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, используются
исключительно общедоступные источники информации, а также сведения о налогоплательщике.
5. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми
лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при
подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 настоящего Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые
общедоступные источники информации.
6. В случае, если при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с
совершением сделок между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, располагает информацией
о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится
такая проверка, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми
с указанным налогоплательщиком, то при сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области
налогов и сборов, не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных
цен.
В комментируемой статье определены источники информации для целей сопоставимости сделок и требования, предъявляемые к ним. В рамках контрольных мероприятий налоговые органы используют сведения, перечень которых установлен п. 1 и 2 ст. 105.6 НК РФ. При этом установлен приоритет информации, полученной в соответствии с п. 1. Пункт 2 применяется только в том случае, когда сведения, предусмотренные п. 1, отсутствуют. Сами налогоплательщики при установлении цены на свою продукцию (товары, работы, услуги) и определении ее рыночной цены для целей налогообложения вправе использовать любые общедоступные источники информации. На данное обстоятельство указывается в письме Минфина России от 30 июля 2012 года N 03-01-18/5-101.
Также необходимо, что при использовании информации, предоставляемой информационно-ценовыми агентствами, необходимо учитывать, что использование общедоступной информации о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг) допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой. На данное обстоятельство указано в письме Минфина России от 22 октября 2012 года N 03-01-18/8-146. Здесь также необходимо учитывать позицию судебных органов, в соответствии с которой если сделка заключена с зависимым лицом, то анализируемая сделка не может сравниваться с такой сделкой ни при каких обстоятельствах (см., например: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2013 года по делу N А40-6292/13-115-14).