Статья 84 НК РФ. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
Комментируемая статья находится в смысловой связи с положениями статьи 83 НК РФ и определяет порядок постановки на налоговый учет и снятия с него.
Вопросы, связанные с конкретной процедурой постановки на учет, подробно регламентированы в Порядке постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденном Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.
Следует обратить внимание, что с 02.09.2010 порядок постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения упростился.
Ранее, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, предусматривался единый порядок постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения как в отношении филиалов и представительств, так и в отношении иных обособленных подразделений.
Организация, не состоящая на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение, должна была в месячный срок подать заявление о постановке ее на учет по месту создания обособленного подразделения. К заявлению нужно было приложить копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, заверенных в установленном порядке.
Теперь организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения о создании на территории РФ только таких обособленных подразделений, которые не являются филиалом или представительством, в течение одного месяца со дня их создания. При этом с 02.09.2010 такие сообщения могут не только направляться по почте заказным письмом, но и передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Как разъяснено в письме Управления ФНС России по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080197@, в связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, статья 84 НК РФ предусматривает проведение процедур снятия с учета и постановки на учет организации в случаях изменения места нахождения ее обособленного подразделения.
В случае изменения места постановки организации на налоговый учет по месту нового места нахождения обособленного подразделения налогоплательщик должен исполнить возложенную на него НК РФ обязанность об уведомлении налоговых органов о такой смене.
Уведомление налогоплательщика является основанием для передачи карточки "РСБ" обособленного подразделения в инспекцию по его новому месту нахождения.
Поскольку при изменении места нахождения обособленного подразделения деятельность организации через это обособленное подразделение не прекращается, то, соответственно, налоговые декларации по налогу на прибыль продолжают составляться по этому обособленному подразделению нарастающим итогом с начала года. Налоговые декларации за истекший отчетный период, не представленные до изменения места нахождения обособленного подразделения в налоговый орган по месту прежнего нахождения обособленного подразделения, и налоговые декларации за последующие отчетные (налоговые) периоды подлежат представлению в налоговый орган по новому месту нахождения обособленного подразделения.
Уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации после изменения места нахождения должна быть продолжена по месту нахождения обособленного подразделения по новому адресу.
В письмах ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 и Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/53 указано, что по общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.
В случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства.
Указанная позиция выражена в Определении ВАС РФ от 09.04.2012 N ВАС-3753/12.
Следует учитывать, что НК РФ не содержит обязательных требований к нотариальному заверению заявлений о снятии с учета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности.
На это обращено внимание в письме Минэкономразвития России от 18.10.2010 N Д05-3722.
Статья 84 НК РФ регламентирует также идентификационный номер налогоплательщика.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика".
Здесь следует учитывать, что, по мнению Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенному в Постановлении от 06.12.2012 N 09АП-34880/2012, ИНН является одной из форм налогового контроля, и наличие ИНН в гражданско-правовых документах, например в отчетах агентов, действующим законодательством РФ не предусмотрено.
В письме Управления ФНС России по г. Москве от 15.12.2011 N 20-14/4/121710@ отмечено, что идентификационный номер налогоплательщика при изменении места жительства физического лица, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется.
Необходимо отметить, что определение того, является ли ИНН контрагента действительным, относится к важнейшим действиям, которые должен совершить каждый налогоплательщик, вступая в договорные отношения.
Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.10.2011 N 10095/11, в Едином государственном реестре юридических лиц юридические лица с ИНН, которые были указаны в представленных предпринимателем документах, отсутствуют. Данные ИНН ввиду несоответствия содержащихся в них контрольных чисел числам, определяемым с помощью специального алгоритма расчета, в принципе не могли быть присвоены какому-либо юридическому лицу. Из изложенных обстоятельств следует, что в документах, представленных предпринимателем в подтверждение спорных хозяйственных операций, содержались сведения о несуществующих юридических лицах (контрагентах).
Вступая в обязательственные правоотношения по поставке товаров, предприниматель не удостоверился в правоспособности юридических лиц и в государственной регистрации этих организаций в качестве юридического лица; не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Предприниматель не предпринял указанных мер и на стадии исполнения сделки, осуществляя оплату приобретаемых товаров наличными денежными средствами.
Следовательно, предприниматель действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).
Представленные предпринимателем документы, оформленные от имени несуществующих юридических лиц, не могут служить основанием для учета расходов и принятия налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем выводы о наличии оснований для учета предпринимателем расходов на приобретение товаров у хозяйственных обществ являются необоснованными.