Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам
Комментируемая статья определяет особенности установления льгот по налогам.
Как разъяснено в Определении КС РФ от 07.02.2002 N 37-О, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Например, предусмотренное статьей 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС является разновидностью налоговых льгот.
В то же время отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно статье 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Данная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12.
В соответствии с правовой позицией КС РФ льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ; исходя из смысла пункта 2 статьи 17 НК РФ, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях; поскольку установление льгот не является обязательным при определении существенных элементов налога, отсутствие таких льгот для других категорий налогоплательщиков не влияет на оценку законности установления самого по себе налога.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Следовательно, содержание понятия "льготы по налогам и сборам", установление и использование указанных льгот являются предметом регулирования НК РФ и принимаемых в соответствии с ним актов законодательства о налогах и сборах.
Такая позиция изложена в письме Минфина России от 17.08.2012 N 03-02-07/1-201.
Представительными органы субъектов РФ и муниципальных образований не обладают правом изменять или отменять (имеют право только дополнять) налоговые льготы по региональным и местным налогам, установленные НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2012 N Ф03-4258/2012 суд указал, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 3 части 10).
Таким образом, представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, на территориях соответствующих муниципальных образований.