Статья 187 НК РФ. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
Налоговая база определяется по каждому виду подакцизных товаров. Виды подакцизных товаров перечислены в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ.
Налоговая база при реализации (передаче) как произведенных налогоплательщиком, так и конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, на которые установлены твердые (специфические) ставки акциза, определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
При реализации подакцизных товаров (как собственного производства, так и конфискованных или бесхозяйных), на которые установлены адвалорные (в процентах от стоимости) ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость подакцизных товаров.
При этом стоимость подакцизных товаров может исчисляться исходя:
1) из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ, за вычетом акциза и НДС. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен;
2) из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде (а при их отсутствии исходя из рыночных цен), без учета акциза и НДС. В частности, такие цены применяются при определении налоговой базы в следующих случаях:
- по подакцизным товарам, переданным на безвозмездной основе;
- при совершении товарообменных (бартерных) операций;
- при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- при передаче подакцизных товаров для натуральной оплаты труда.
Если при реализации подакцизных товаров, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, налогоплательщик получил выручку в иностранной валюте, то для определения налоговой базы иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату реализации.
Налоговая база по операциям получения (оприходования) денатурированного этилового спирта определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.
Налоговая база по операциям получения (оприходования) нефтепродуктов определяется как объем полученных нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база по операциям передачи подакцизных нефтепродуктов определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база по товарам, для которых установлены разные ставки акцизов, должна определяться применительно к каждой налоговой ставке. Причем, если раздельный учет таких операций не ведется, определяется единая налоговая база по всем операциям, совершенным с указанными товарами (ст. 190 Налогового кодекса РФ).
Указанная норма означает, что, например, учет производства и реализации автомобильного бензина с октановым числом до 80 и автомобильного бензина с октановым числом свыше 80 должен вестись раздельно.
Если количество приобретенных нефтепродуктов (например, автомобильного бензина) установлено в литрах, то в целях определения суммы акциза налоговую базу следует определять расчетным путем исходя из количества приобретенного бензина в литрах и значения плотности по каждой конкретной марке бензина, установленной в ГОСТах, регламентирующих производство этих марок.
Налоговая база, то есть объем полученного автомобильного бензина в тоннах, может быть рассчитана по формуле:
Н = К x 1000 x П : 1000000, где
Н - налоговая база;
К - количество приобретенного автомобильного бензина (в литрах);
П - плотность данной марки бензина в граммах на куб. см.
При этом по данным Министерства топлива и энергетики Российской Федерации в зависимости от марки автомобильного бензина можно принять следующие средние значения плотности: для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см, для АИ-92 - 0,735 г/куб. см, для АИ-95 - 0,750 г/куб. см, для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
С 1 января 2007 года меняется порядок определения налоговой базы на подакцизные товары, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза. Такими товарами являются сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы. В связи с этим пункт 2 статьи 187 дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым налоговая база при реализации (передаче) указанных товаров, произведенных налогоплательщиком, определяется как объем реализованных (переданных) сигарет и папирос в натуральном выражении (в тыс. штук) и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен (а не из отпускных цен, как это было в 2006 году).
Глава 22 дополнена статьей 187.1 "Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки". Согласно этой статье расчетная стоимость определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на пачке, и количества реализованных в отчетном налоговом периоде пачек сигарет (папирос).
Максимальная розничная цена определяется как цена, выше которой пачка сигарет (папирос) не может быть реализована конечному потребителю.
Максимальная розничная цена устанавливается за каждую пачку сигарет (папирос) отдельно по каждой марке (каждому наименованию табачных изделий).
Согласно рассматриваемой статье Налогового кодекса РФ Минфин России должен утвердить форму уведомления о максимальных розничных ценах. Такое уведомление будет подаваться налогоплательщиком в свой налоговый орган по каждой марке сигарет (папирос) не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут применяться эти цены. При этом предусмотрено, что заявленный уровень розничной цены должен соблюдаться в течение срока действия уведомления.
Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, наносятся на пачку сигарет (папирос) начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи заявления, и действуют не менее 1-го месяца.
Если в течение одного налогового периода налогоплательщик реализует табачные изделия одного наименования с разными максимальными розничными ценами, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества реализованных пачек сигарет (папирос), на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.