Статья 103.1 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
1. Статья 103.1 Кодекса введена Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, установившим новые административные процедуры урегулирования налоговых споров, и действует с 1 января 2006 г.
Комментируемая статья устанавливает порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, т.е. во внесудебном порядке.
Внесудебное взыскание налоговой санкции также предусмотрено п. 7 ст. 114 Кодекса (также в ред. Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2006 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 103.1 Кодекса взыскание налоговой санкции производится на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения при соблюдении следующих условий:
в отношении индивидуального предпринимателя - в случае, если сумма налагаемого на него штрафа не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах;
в отношении организации - в случае, если сумма налагаемого на нее штрафа не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В остальных случаях взыскание налоговой санкции производится только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 114 Кодекса).
2. Пункт 2 ст. 103.1 Кодекса устанавливает обязательную процедуру, предшествующую обращению решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению: налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если налоговый орган не исполнил указанную обязанность, т.е. не предложил налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, то будет иметь место нарушение налоговым органом установленного порядка взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа.
3. В соответствии с п. 3 ст. 103.1 Кодекса неуплата налогоплательщиком (иным лицом) - организацией или индивидуальным предпринимателем суммы налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, в добровольном порядке означает вступление решения о взыскании налоговой санкции в законную силу и влечет обращение этого решения к принудительному исполнению.
Положения п. 3 комментируемой статьи применяются в том случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель не обжаловал решение о взыскании налоговой санкции (в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд).
4. Согласно общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 138 Кодекса, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (см. комментарий к ст. 138 Кодекса). Соответственно, решение о взыскании налоговой санкции как ненормативный акт налогового органа также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 Кодекса. При этом по общему правилу, которое закреплено в п. 1 ст. 141 Кодекса, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (см. комментарии к ст. 139 и 141 Кодекса). Именно такой случай предусмотрен непосредственно в п. 4 комментируемой статьи: в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения автоматически приостанавливается.
В пункте 2 ст. 138 Кодекса предусмотрено, что судебное обжалование актов (в т.ч. нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (см. комментарий к ст. 138 Кодекса).
Соответственно, решение о взыскании налоговой санкции может быть обжаловано налогоплательщиком (иным лицом) - организацией или индивидуальным предпринимателем в арбитражный суд. На этот случай в п. 4 комментируемой статьи указано, что исполнение решения о взыскании налоговой санкции может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
О случаях и порядке приостановления арбитражным судом действия оспариваемого решения см. комментарий к ст. 141 Кодекса.
5. Согласно общему правилу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Там же установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (подробнее см. комментарий к ст. 139 Кодекса).
В целях обеспечения судебной защиты прав и законных интересов организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых вынесены решения о взыскании налоговых санкций, в п. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
Однако не стоит забывать, что в соответствии с п. 1 ст. 138 Кодекса подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (см. комментарий к ст. 138 Кодекса).
6. В пункте 6 ст. 103.1 Кодекса установлена обязанность лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения и обжалующего решение о взыскании налоговой санкции, одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы.
Представляется, что положение п. 6 комментируемой статьи актуально в том случае, если организация или индивидуальный предприниматель обжалуют решение о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). В этом случае исполнение решения налогового органа о взыскании налоговой санкции в соответствии с п. 4 комментируемой статьи автоматически приостанавливается, о чем налоговый орган, вынесший обжалуемое решение, разумеется, необходимо известить.
Что же касается обжалования решения о взыскании налоговой санкции в арбитражный суд, то необходимо учитывать, что в силу требований п. 1 ст. 126 и ч. 2 ст. 199 АПК РФ к подаваемому в арбитражный суд заявлению о признании недействительным решения о взыскании налоговой санкции в обязательном порядке должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление налоговому органу копии этого заявления. Если же арбитражный суд приостановит исполнение решения о взыскании налоговой санкции, то определение, которым исполнение решения приостановлено в соответствии с ч. 1 ст. 186 АПК РФ, подлежит направлению лицам, участвующим в деле (а значит, и налоговому органу), и другим заинтересованным лицам заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются им под расписку.
7. Пункт 7 ст. 103.1 Кодекса устанавливает порядок и сроки обращения к исполнению решения о взыскании налоговой санкции.
Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу. Согласно п. 3 комментируемой статьи решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате.
Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Такое постановление является исполнительными документом, предусмотренным подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В статье 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам. Последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу, предусмотрены ст. 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (подробнее см. комментарий к ст. 47 Кодекса).
В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено, что в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения о взыскании налоговой санкции копия постановления налогового органа об обращении к исполнению этого решения направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения.
8. В соответствии с п. 8 ст. 103.1 Кодекса принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Как установлено ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве", основанием применения мер принудительного исполнения являются:
1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Согласно ст. 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
В главе V Федерального закона "Об исполнительном производстве" определены особенности обращения взыскания на имущество должника-организации.