Статья 333.23 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации

СТ 333.23 НК РФ.

1. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации,
государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при направлении запроса или ходатайства - 6 750 рублей;

2) при направлении жалобы организацией - 6 750 рублей;

3) при направлении жалобы физическим лицом - 450 рублей.

2. По делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской
Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при обращении организации - 4 500 рублей;

2) при обращении физического лица - 300 рублей.

3. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды
субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными
судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке,
предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

4. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.35 настоящего
Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.23 Налогового кодекса

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г.).

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 36 ФКЗ "О Конституционном Суде").

Общие требования к обращению, подаваемому в Конституционный Суд РФ, установлены ст. 37 указанного ФКЗ. Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - Ф.И.О.); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции РФ и указанного ФКЗ, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в рассматриваемом ФКЗ основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;

10) перечень прилагаемых к обращению документов (ст. 37 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").

К направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке (ст. 38 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров (ст. 38 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").

К жалобе, помимо указанных документов, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело (ст. 96 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон:

1) затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, его применяющем.

Комментируемая статья полностью повторяет ст. 39 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Иного положения в действующем законодательстве и быть не может, поскольку федеральные конституционные законы по своей юридической силе стоят выше федерального закона. Действующий НК РФ и комментируемая глава приняты именно в форме федерального закона, а потому они не могут противоречить ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Размеры государственной пошлины, предусмотренные в комментируемой статье, противоречат тем, которые предусмотрены в ст. 39 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

Нужно обратить внимание на положения ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии с ними размеры государственной пошлины противоречат тем, которые установлены в ст. 39 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

Частью 1 комментируемой статьи установлено, что размер государственной пошлины при подаче в суд запроса или ходатайства независимо от того, физическое это лицо или организация, при направлении жалобы организацией составляет 4500 рублей. Согласно ст. 39 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" за тот же запрос и ходатайство размер государственной пошлины составляет 15 МРОТ, что в настоящее время составляет 1500 рублей. При направлении жалобы физическим лицом государственная пошлина составляет 300 рублей, ФКЗ устанавливает размер 1 МРОТ, т.е. 100 рублей.

Такое противоречие совершенно недопустимо, поскольку в итоге должен применяться тот размер государственной пошлины, который установлен в ФКЗ. Во всяком случае обращения в Конституционный Суд РФ принимает сам суд, и он решает, принять или нет жалобу, обращение, запрос, поэтому необходимо, чтобы уплаченная государственная пошлина соответствовала тому размеру, который установлен ФКЗ. Однако, если государственная пошлина будет уплачена в большем размере, чем это предусмотрено положениями ФКЗ и будет оплачен тот размер, который установлен комментируемым Законом, то это не будет являться основанием для отказа в принятии обращения в суд к рассмотрению.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает размер государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в конституционные суды субъектов РФ. Размер государственной пошлины для граждан составляет 200 рублей, для юридических лиц - 3000 рублей. Следует отметить, что конституционные (уставные) суды в настоящее время действуют в некоторых субъектах РФ. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решать для себя вопрос о том, будет ли на его территории действовать свой собственный уставный суд. Деятельность уставных судов не обширна. Государство попыталось создать двухуровневый конституционный контроль, но это не совсем получилось.

Обратим внимание на то, что финансирование данных судов ведется не за счет федерального бюджета, а за счет бюджетов субъектов РФ. В принципе, в деятельности данных судов в каждом субъекте РФ нет практической необходимости. Что представляет собой устав каждого субъекта РФ? Устав - это прежде всего повторное законодательное закрепление основных принципов демократии, изложенных в Конституции РФ. Поэтому возникает вопрос: а чем может помочь разъяснение, данное таким судом? Есть реальная угроза того, что уставный суд субъекта примет решение, которое будет противоречить правоприменительной практике. Законодательством субъекта РФ решается очень много вопросов деятельности таких судов, в т.ч. и их компетенции. А между тем решение такого уставного суда не подлежит обжалованию потом никуда. Более того, если, предположим, такой суд примет решение о каком-то конкретном понимании закона данного субъекта РФ (даст его толкование), то оно вовсе не обязательно для любого другого суда в РФ, такое разъяснение и комментарий в основу решения суда арбитражного или общей юрисдикции не примут. В чем же тогда смысл и польза существования подобных судов?

Можно предположить, что данные суды нужны в тех субъектах РФ, которые представляют собой национальные республики в РФ. Там есть свои конституции и есть что проверять на соответствие данным конституциям. Если же реформировать систему конституционных судов, то нужно решать вопрос с их финансированием из федерального бюджета и предусмотреть возможность обжалования решения такого суда в Конституционный Суд РФ.

Как и в случаях при уплате государственной пошлины в арбитражный суд, суды общей юрисдикции, Конституционный Суд РФ, уставные суды вправе предоставить отсрочку, рассрочку в уплате государственной пошлины или уменьшить ее размер.

Другой комментарий к Статье 333.23 НК РФ